Авиация военная
ВИДЫ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ
Военная авиация в зависимости от предназначения и подчиненности подразделяется по видам на дальнюю (стратегическую), фронтовую (тактическую), армейскую (войсковую), авиацию ПВО, авиацию ВМФ (ВМС), военно-транспортную и специальную.
Дальняя (стратегическая) авиация предназначена для поражения военных объектов в глубоком тылу противника, на континентальных и океанских (морских) театрах военных действий, а также ведения оперативной и стратегической воздушной разведки. Дальняя авиация делится на бомбардировочную, разведывательную и специальную.
Фронтовая (тактическая) авиация предназначена для нанесения авиационных ударов по противнику в оперативной глубине, авиационной поддержки сухопутных войск и сил флота, прикрытия войск и различных объектов от ударов авиации противника и решения других специальных задач.
Состоит из родов авиации: бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной, транспортной, специальной.
Армейская (войсковая) авиация, предназначена для действий непосредственно в интересах общевойсковых формирований, их авиационной поддержки, ведения воздушной разведки, высадки тактических воздушных десантов и огневой поддержки их действий, поставки минных заграждений и т.д. По характеру выполняемых задач делится на штурмовую, транспортную, разведывательную и авиацию специального назначения. Вооружена самолетами и вертолетами.
Авиация ПВО, род войск противовоздушной обороны, предназначен для прикрытия важных направлений, районов и объектов от воздушного противника. Включает части истребительной, а также подразделения транспортной авиации и вертолетов.
Авиация ВМФ (ВМС), род сил флота, предназначенный для уничтожения сил флота противника и его морских транспортных средств, прикрытия корабельных группировок в море, ведения воздушной разведки на морских и океанских театрах военных действий и выполнения других задач.
В составе авиации ВМФ различных стран имеются авиация ракетоносная, противолодочная, истребительная, штурмовая, разведывательная и специального назначения — РЛДН, РЭБ, заправки топливом в воздухе, траления мин, поиска и спасения, связи и транспортная. Базируется на аэродромах (гидроаэродромах) и авианесущих кораблях (авианосцах, вертолетоносцах и других кораблях). В зависимости от характера и места базирования подразделяется на авиацию корабельного базирования (используются термины «корабельная авиация», «авианосная авиация», «палубная авиация») и авиацию наземного базирования (базовая авиация).
АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Авиационное вооружение — оружие, устанавливаемое на летательных аппаратах (самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты) и системы, обеспечивающие его боевое применение. Совокупность средств, относящихся к вооружению конкретного летательного аппарата, называется комплексом авиационного вооружения.
Различают следующие виды авиационного вооружения: ракетное, стрелково-пушечное, бомбардировочное, минно-торпедное и специальное.
Ракетное авиационное вооружение — вид вооружения, включающего авиационные ракетные комплексы, к которым также относятся реактивные авиасистемы залпового огня для поражения целей ракетами (см. также АРТИЛЛЕРИЯ), устанавливаемые на летательные аппараты.
Авиационный ракетный комплекс — совокупность функционально связанных воздушных и наземных средств, необходимых для боевого применения авиационных ракет. Он включает пусковые установки на летательных аппаратах, ракеты, системы управления пуском ракет, агрегаты питания, наземное оборудование для подготовки, транспортирования и проверки состояния ракет. В авиационный ракетный комплекс могут входить радиолокационные станции, лазерные, телевизионные, радиокомандные и другие бортовые системы для обнаружения целей и управления ракетам в полете.
Авиационная ракета — ракета, которая применяется с летательных аппаратов для поражения наземных, надводных и воздушных целей.
Как правило, авиационные ракеты являются одноступенчатыми твердотопливными. Для управления авиационной ракетой могут применяться самонаведение, телеуправление, автономное и комбинированное управление.
По возможности корректирования траектории полета авиационные ракеты подразделяются на управляемые и неуправляемые.
По боевому назначению различают авиационные ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-корабль» и «воздух-земля».
Управляемая авиационная ракета класса «воздух-воздух».
К ракетам данного класса, в частности, относятся:
советские/российские РС-1У (масса ракеты 82,5 кг; масса боевой части (БЧ) 13 кг; дальность стрельбы 6 км; радиокомандная (РК) система наведения), РС-2УС (84 кг; 13 кг; 6 км; РК), Р-3С и Р (75,3 и 83,5 кг; 11,3 кг; 7 и 10 км; инфракрасная (ИК) и полуактивная радиолокационная (ПР) система самонаведения), Р-4 (К-80)/-4Т, Р, ТМ (К-80М) и РМ (К-80М) (483/390, 480, 483 и 483 кг; 53,5 кг; 25/25, 25, 32 и 32 км; ПР/ИК, ПР, ИК и ПР), Р-8МР и МТ (Р-98Р) (225 и 227 кг; 35 и 55 кг; 8 и 3 км; ПР и ИК), Р-13С (К-13А), М (К-13М), Р (К-13Р) и Т (К-13Т) (75, 90, 85 и 78 кг; 11 кг; 8, 13, 16 и 15 км; ИК, ИК, ПР и ИК), Р-23Р (К-23Р) и Т (К-23Т) (223 и 217 кг; 25 кг; 35 км; ПР и ИК), Р-24Р и Т (250 и 248 кг; 25 кг; 35 км; РК+ПР и ИК), Р-27АЭ, Р, ЭР, Т, ЭТ и ЭМ (350, 253, 350, 254, 343 и 350 кг; 39 кг; 130, 80, 130, 72, 120 и 170 км; инерциальная (И)+РК+ПР, И+РК+ПР, И+РК+ПР, ИК, ИК, И+РК+ПР), Р-33Р и Э (223 и 490 кг; 25 и 47 кг; 35 и 120 км; ПР и И+ПР), Р-37 (400 кг; 130 км; активная радиолокационная (АР)), Р-40Р, Д, Т и ТД (750, 800, 750 и 800 кг; 35-100 кг; 50, 72, 30 и 80 км; ПР, ПР, ИК и ИК), Р-55 (85 кг; 13 кг; 8 км; ИК), Р-60/-60М (К-60)(45 кг; 3,5 кг; 10 км; ИК), Р-73РМД-1, РМД-2 и Э (105, 110 и 105 кг; 8 кг; 30, 40 и 30 км; ИК, ИК и ИК+АР), Р-77РВВ-АЕ (175 кг; 22 кг; 100 км; И+РК+АР), Р-88Т и Г (227 кг; 15 и 25 км; ИК и ПР), К-8Р и Т (275 кг; 25 кг; 18 км; ПР и ИК), К-9 (245 кг; 27 кг; 9 км; ПР), К-31 (600 кг; 90 кг; 200 км; ПР), К-74МЭ (110 кг; 8 кг; 40 км; ИК+АР), КС-172 (750 кг; 400 км; АР);
американские «Файрберд» (272 кг; 40 кг; 8 км; ПР), AAAM (300 кг; 50 кг; более 200 км; И+АР+ИК), AIR-2A (372 кг; 9 км; РК), GAR-1 и -2 «Фалкон» (54,9 и 55 кг; 9 кг; 8,3 км; ПР и ИК), AIM-4A(GAR-4), F(GAR-3), G и D «Фалкон» (68, 68, 68 и 61 кг; 18, 18, 18 и 12 кг; 11, 8, 3 и 3 км; ИК, ПР, ИК и ИК), AAM-N-2 «Спэрроу-1» (136 кг; 22 кг; 8 км; ПР), AIM-7A, B, C, D, E, E2, G, F, M и P «Спэрроу» (135, 182, 160, 180, 204, 195, 265, 228, 200 и 230 кг; 23, 23, 34, 30, 27, 30, 30, 39, 39 и 31 кг; 9,5, 8, 12, 15, 25, 50, 44, 70, 100 и 45 км; ПР), AIM-9B, C, D, E, G, H, J, L, M, N, P, R и S «Сайдуиндер» (75-87 кг; 9,5-12 кг; 4-18 км; ИК), AIM-26А (GAR-11) и В (79 и 115 кг; 10 км; ПР), AIM-47 (GAR-9) (360 кг; 180 км; ПР), AIM-54A и C «Феникс» (443 и 454 кг; 60 кг; 150 км; ПР+АР), AIM-92 «Стингер» (13,6 кг; 3 кг; 4,8 км; ИК), AIM-120A, B и C AMRAAM (148,6, 149 и 157 кг; 22 кг; 50 км; И+АР, И+АР, АР);
бразильская MAA-1 «Пиранья» (89 кг; 12 кг; 5 км; ИК);
британские «Ред Тор» (150 кг; 31 кг; 11 км; ИК), «Скай Флэш» (195 кг; 30 кг; 50 км; ПР), «Файрстрик» (136 кг; 22,7 кг; 7,4 км; ИК), «Эктив Скай Флэш» (208 кг; 30 кг; 50 км; АР);
германские X-4 (60 кг; 20 кг; 2 км; РК), Hs.298 (295 кг; 2 км; РК), «Ирис-Т» (87 кг; 11,4 кг; 12 км; ИК);
израильские «Шафрир-2» (95 кг; 11 кг; 3 км; ИК), «Питон-1», -3» и -4» (120, 120 и 105 кг; 11 кг; 5, 15 и 18 км; ИК);
индийская «Астра» (148 кг; 15 кг; 110 км; АР);
итальянские «Аспид-1A» и -2A» (220 и 230 кг; 30 кг; 35 и 50 км; ПР);
китайские PL-1 (83,2 кг; 15 кг; 6 км; РК), PL-2 (76 кг; 11,3 кг; 6,5 км; ИК+ПР), PL-3 (82 кг; 13,5 кг; 3 км; ИК), PL-5A, B и E (85, 87 и 83 кг; 11, 9 и 9 кг; 5, 6 и 15 км; ИК), PL-7/-7B (90/93 кг; 13 кг; 7 км; ИК), PL-8 (120 кг; 11 кг; 17 км; ИК), PL-9/-9C (115 кг; 10 кг; 15 км; ИК), PL-10 (220 кг; 33 кг; 60 км; ПР), PL-11 (350 кг; 39 кг; 130 км);
тайваньские «Скай Сворд» («Тиен Чиен I») и -2» («Тиен Чиен II») (90 и 190 кг; 10 и 30 кг; 5 и 40 км; ИК и ПР);
французские R.530 «Матра» / F и D «Супер Матра» (195/245 и 270 кг; 27/30 и 30 кг; 27/30 и 40 км; ПР+ИК/ ПР и АР), R.550 «Maжик-1» и -2» (89 и 90 кг; 13 кг; 7 и 15 км; ИК), MICA (112 кг; 12 кг; 50 км; И+АР+ИК), «Мистраль» ATAM (17 кг; 6 кг; 3 км; ИК), «Метеор» (160 кг, 110 кг; АР);
шведские RBS.70 (15 кг; 1 кг; 5 км; наведение по лазерному лучу (Л)), RB.24 (70 кг; 11 кг; 11 км; ИК), RB.27 (90 кг; 10 кг; 16 км; ПР), RB.28 (54 кг; 7 кг; 9 км; ИК), RB.71 (195 кг; 30 кг; 50 км; ПР), RB.74 (87 кг; 9,5 кг; 18 км; ИК);
южноафриканские V-3B «Кукри» (73,4 кг; 9 кг; 4 км; ИК), V-3C «Дартер» (89 кг; 16 кг; 10 км; ИК);
японские AAM-1/-3 («90») (70 кг; 4,5 кг; 7/5 км; ИК и ИК+АР).
Управляемая авиационная ракета класса «воздух-корабль».
К ракетам данного класса, в частности, относятся:
советские/российские КС-10С (масса ракеты 4533 кг; масса БЧ 940; дальность стрельбы 250-325 км; наведение РК+АР), КСР-2 (КС-11) (3000 кг; 1000 кг; 230 км; И+АР), КСР-5 (5000 кг; 1000 кг; 400 км; И+АР), КСР-11 (К-11) (3000 кг; 1000 кг; 230 км; И + пассивная радиолокационная (ПСР)), 3М-80Е «Москит» (3950 кг; 300 кг; 120 км; АР+ПСР), Х-15 (1200 кг; 150 кг; 150 км; И+АР), Х-31А (600 кг; 90 кг; 50 км; АР), Х-35 (500 кг; 145 кг; 130 км; АР), Х-59М (920 кг; 320 кг; 115 км; телевизионная (ТВ) + АР), Х-65СЭ (1250 кг; 410 кг; 280 км; И+АР), Х-31М2 (650 кг; 90 кг; 200 км; ПСР), 3М-55 «Яхонт» (3000 кг; 200 кг; 300 км; ПСР+АР), П-800 «Оникс» (3000 кг; 200 кг; 300 км; ПСР+АР);
американские AGM-84A и D «Гарпун» (520 и 526 кг; 227 кг; 120 и 150 км; И+АР), AGM-119А и B «Пингвин» (372 и 380 кг; 120 кг; 40 и 33 км; И+ИК);
британская «Си Игл» (600 кг; 230 кг; 110 км; И+АР), «Си Скьюз» (145 кг; 20 кг; 22 км; ПР);
германские «Корморан» AS.34 (600 кг; 165 кг; 37 км; И+АР), «Корморан-2» (630 кг; 190 кг; 50 км; И+АР);
израильские «Габриель» Mk.3A и S (600 кг; 150 кг; 60 км; И+АР), «Габриель» Mk.4 (960 кг; 150 кг; 200 км; И+АР);
итальянские «Марта» Mk.2/Mk.2A и B (345/260 и 260 кг; 70 кг; 20 км; И+АР);
китайские YJ-1 (С801) (625 кг; 165 кг; 42 км; АР), YJ-2 (С802) (751 кг; 165 кг; 120 км; И+АР), YJ-6 (С601) (2988 кг; 515 кг; 110 км; АР), YJ-16 (С101) (1850 кг; 300 кг; 45 км; И+АР), YJ-62 (С611) (754 кг; 155 кг; 200 км; АР), HY-4 (1740 кг; 500 кг; 140 км; И+АР);
норвежские «Пингвин» Mk.1, 2 и 3 (370, 385 и 372 кг; 125, 125 и 120 кг; 20, 30 и 40 км; ИК, ИК и И+ИК);
тайваньские «Хсиун Фен-2» / -2» Mk.2 и -2Mk.3 (520/540 и 540 кг; 225 кг; 80/150 и 170 км; АР+ИК);
французские AM-39 «Экзосет» (670 кг; 165 кг; 70 км; И+АР), AS.15TT (96 кг; 30 кг; 15 км; РК);
шведские RBS.15F (598 кг; 200 кг; 70 км; И+АР), RBS.15 Mk.2 (600 кг; 200 кг; 150 км; И+АР), RBS.17 (48 кг; 9 кг; 8 км; лазерная полуактивная (ЛПА)), RB.04E (48 кг; 9 кг; 8 км; АР);
японские «80» (ASM-1) (610 кг; 150 кг; 45 км; И+АР), «93» (ASM-1) (680 кг; 100 км; И+ИК).
Управляемая авиационная ракета класса «воздух-земля».
К ракетам данного класса, в частности, относятся:
советские/российские Х-15 (масса ракеты 1200 кг; дальность стрельбы 300 км; наведение ракеты И+АР), Х-20 (масса ракеты 11800 кг; масса БЧ 2300 кг; 650 км; И+РК), Х-22ПСИ, М, НА (5770 кг; 900 кг; 550 км; И+АР), Х-23Л (Л — лазерная) «Гром» (286 кг; 108 кг; 11 км; Л), Х-25МЛ, МТПЛ (ТПЛ — тепловизионная) и МР (300 кг; 90 кг; 20, 20 и 10 км; Л, тепловизионная (Т), РК), Х-29Л, М, Т и ТЕ (660, 660, 680 и 700 кг; 320 кг; 10, 10, 12 и 30 км; Л, Л, ТВ и ТВ), Х-33П (5675 кг; 900 кг; 550 км; И+ПР), Х-41 (4500 кг; 420 кг; 250 км), Х-55/-55СМ (1250/1700 кг; 410 кг; 2500/3000 км; И), Х-59А «Овод» и М «Овод-М» (920 кг; 320 кг; 115 и 200 км; АР и ТВ), X-65 (1250 кг; 410 кг; 600 км; И+АР), Х-66 «Гром» (278 кг; 103 кг; 10 км; РК), РАМТ-1400 «Щука» (масса БЧ 650 кг; 30 км; РК), КС-1 «Комета» (2760 кг; 385 кг; 130 км; АР), КС-10 (4533 кг; 940 кг; 325 км; АР), КС-12БС (4300 кг; 350 кг; 110 км), КСР-2 (КС-11) (4080 кг; 850 кг; 170 км; И+АР), КСР-11 (К-11) (4000 кг; 840 кг; 150 км; И+ПСР), КСР-24 (4100 кг; 850 кг; 170 км), «Метеорит» (6300 кг; 1000 кг; 5000 км);
американские AGM-12В, C и E «Буллпап» (260, 812 и 770 кг; 114, 454 и 420 кг; 10, 16 и 16 км; РК), AGM-28 «Хаунд дог» (4350 кг; 350 кг; 1000 км), AGM-62 (510 кг; 404 кг; 30 км; ТВ), AGM-65A, В, D, E, F, G и H «Мейверик» (210, 210, 220, 293, 307, 307 и 290; 57 или 136 кг; 8, 8, 20, 20, 25, 25, 30 км; ТВ, ТВ, Т, ЛПА, Т, Т и АР), AGM-69 SRAM (1012 кг; 300 км; И), AGM-84Е SLAM (630 кг; 220 кг; 100 км; И+ИК), AGM-86А ALCM-А, B ALCM-B и С ALCM-С (1270, 1458 и 1500 кг; 900 кг; 2400, 2500 и 2000 км; И), AGM-87А (90 кг; 9 кг; 18 км; ИК), AGM-129A ACM (1247 кг; 3336 км; И), AGM-131А SRAM-2 и В SRAM-Т (877 кг; 400 км; И), AGM-142А (1360 кг; 340 кг; 80 км; И+ТВ), AGM-158А (1050 кг; 340 кг);
аргентинская ASM-2 «Мартин Пескадор» (140 кг; 40 кг; 8 км; РК);
британские AJ.168 «Мартель» (520 кг; 150 кг; 36 км; ТВ), «Блю Стилл» (6800 кг, 160 км; И);
германская Fi-103 (V-1) (2200 кг; 1000 кг; 370 км);
французские ASMP (860 кг; 250 км; И), AS.11 (29,9 кг; 2,6 кг; 7 км; командная полуактивная по проводам (КПП)), AS.20 «Норд» (143 кг; 33 кг; 6,9 км; РК), AS.25 (143 кг; 33 кг; 6,9 км; АР), AS.30/30L и AL (520 кг, 240/250 и 250 кг, 12/10 и 15 км; РК/И+ЛПА/ЛПА);
шведские RB.04 (600 кг; 300 кг; 32 км; РК+И+АР), RB.05 (305 кг; 160 кг; 10 км; РК);
югославские «Гром-1» и -2» (330 кг; 104 кг; 8 и 12 км; РК и ТВ);
южноафриканские «Рэптор» (1200 кг; 60 км; ТВ), «Торгос» (980 кг; 450 кг; 300 км; И+ИК).
Среди авиационных ракет класса «воздух-земля» отдельно выделяются противорадиолокационные и противотанковые ракеты, специально предназначенные для борьбы с радиолокационными станциями противника и бронетанковой техникой, соответственно.
К противорадиолокационным управляемым авиационным ракетам, в частности, относятся:
советские/российские Х-25МП и МПУ (масса ракеты 320 кг; масса БЧ 90 кг; дальность стрельбы 60 и 340 км; ПСР), Х-27 (320 кг; 90 кг; 25 км; ПСР), Х-28 (690 кг; 140 кг; 70 км; ПСР), Х-31П (600 кг; 90 кг; 100 км; ПСР), Х-58У и Э (640 и 650 кг; 150 кг; 120 и 250 км; ПСР), Х-58Э (650 кг; 150 кг; 250 км; ПСР);
американские AGM-45A «Шрайк» (180 кг; 66 кг; 12 км; ПСР), AGM-78A, B, C и D «Стандарт-ARM» (615 кг; 98 кг; 55 км; ПСР), AGM-88А HARM (361 кг; 66 кг; 25 км; ПСР), AGM-122 SADARM (91 кг; 10 кг; 8 км; ПСР);
британская ALARM (265 кг; 50 кг; 45 км; ПСР);
французская AS.37 «Мартель» (535 кг; 150; 55 км; ПСР), ARMAT (550 кг; 160 кг; 90 км; ПСР).
К противотанковым авиационным противотанковым ракетам, в частности, относятся:
советские/российские «Вихрь»/ М (масса ракеты 9/40 кг; масса БЧ 3/12 кг; дальность стрельбы 4/10 км; Л), «Штурм-В» (31,4 кг; 5,3 кг; 5 км; РК), ПУР-62 (9М17) «Фаланга» (29,4 кг; 4,5 кг; 3 км; РК), М-17Р «Скорпион» (29,4 кг; 4,5 кг; 4 км; КПП), ПУР-64 (9М14) «Малютка» (11,3 кг; 3 кг; 3 км; КПП), 9К113 «Конкурс» (17 кг; 4 км; КПП), 9М114 «Штурм-Ш» (32 кг; 7 км; РК+Л), «Атака-В» (10 км; РК+Л);
американские AGM-71 A, B и C «ТОУ» (16,5, 16,5 и 19 кг; 3,6, 3,6 и 4 кг; 3,75, 4 и 5 км; КПП), AGM-71 «ТОУ-2» (21,5 кг; 6 кг; 5 км; КПП), AGM-114A, B и C «Хеллфайр» (45, 48 и 48 кг; 6,4, 9 и 9 кг; 6, 8 и 8 км; ЛПА), AGM-114L «Лонгбоу Хеллфайр» (48 кг; 9 кг; 8 км; ЛПА+АР), FOG-MS (30 кг; 20 км), HVM (23 кг; 2,3 кг; 6 км; Л);
аргентинская «Масого» (3 км; КПП);
британские «Свингфайр» (27 кг; 7 кг; 4 км; КПП), «Виджилант» (14 кг; 6 кг; 1,6 км; КПП);
германская «Кобра» 2000 (10,3 кг; 2,7 кг; 2 км; КПП);
израильская «Тогер» (29 кг; 3,6 кг; 4,5 км; Д);
индийская «Наг» (42 кг; 5 кг; 4 км; Л);
итальянская MAF (20 кг; 3 км; Л);
китайские HJ-73 (11,3 кг; 3 кг; 3 км; КПП), HJ-8 (11,2 кг; 4 кг; 3 км; КПП);
французские AS.11/11B1 (30 кг; 4,5/6 кг; 3,5 км; ручная по проводам (РПП)/КПП), AS.12 (18,6 кг; 7,6 кг; 3,5 км; КПП), «Хот-1» и -2» (23,5 и 23,5 кг; 5 кг; 4 км; ПР), AS.2L (60 кг; 6 кг; 10 км; Л), «Полифем» (59 кг; 25 км; Л), ATGW-3LR «Тригат» (42 кг; 9 кг; 8 км; ИК);
шведские RB.53 «Бантам» (7,6 кг; 1,9 кг; 2 км; РПП), RBS.56 «Билл» (10,7 кг; 2 км; КПП);
южноафриканская ZT3 «Свифт» (4 км; Л);
японские «64» (15,7 кг; 3,2 кг; 1,8 км; КПП), «79» (33 кг; 4 км; ИК), «87» (12 кг; 3 кг; 2 км; ЛПА).
Неуправляемая авиационная ракета (НАР).
Иногда используют сокращения НУР (неуправляемая ракета) и НУРС (неуправляемый реактивный снаряд).
Неуправляемые авиационные ракеты обычно используются для поражения наземных целей штурмовиками и вертолетами. К ним, в частности, относятся:
советские/российские
57-мм C-5/-5М, ОМ (О — осветительная), К и КО (КАРС-57) (масса ракеты 5,1/4,9, -, 3,65 и 3,65 кг; масса БЧ 1,1/0,9, -, 1,13 и 1,2 кг; дальность пуска 4/4, 3, 2 и 2 км),
80-мм С-8БМ (Б — бетонобойная), ДМ (Д — с объемно-детонирующей смесью), КОМ (К — кумулятивная, О — осколочная) и ОМ (О — осветительная) (15,2, 11,6, 11,3 и 12,1 кг; 7,41, 3,63, 3,6 и 4,3 кг; 2,2, 3, 4 и 4,5 км),
82-мм РС-82 (6,8 кг; 6,2 км), РБС-82 (15 кг; 6,1 км), ТРС-82 (4,82 кг),
85-мм ТРС-85 (5,5 кг; 2,4 кг),
122-мм С-13/-13ОФ (ОФ — осколочно-фугасная) и Т (Т «твердая» — проникающая) (60/68 и 75 кг; 23/32,2 и 31,8 кг; 4/3 и 3 км),
132-мм РС-132 (23 кг; 7,1 км), РБС-132 (30 кг; 6,8 км), ТРС-132 (25,3 кг; 12,6 кг),
134-мм С-3К (КАРС-160) (23,5 кг; 7,3 кг; 2 км),
212-мм С-21 (118 кг; 46 кг),
240-мм С-24Б (235 кг; 123 кг; 4 км),
340-мм С-25Ф, ОФ и ОФМ (480, 381 и 480 кг; 190, 150 и 150 кг; 4 км);
американские
70-мм «Гидра» 70 (11,9 кг; 7,2 кг; 9 км),
127-мм «Зуни» (56,3 кг; 24 кг; 4 км),
370-мм MB-1 «Джинни» (110 кг; 9,2 км);
бельгийская
70-мм FFAR (11,9 кг; 7 кг; 9 км);
бразильская
70-мм SBAT-70 (4 км), «Скайфайр-70» M-8, -9 и 10 (11, 11 и 15 кг; 3,8, 3,8 и 6 кг 9,5, 10,8 и 12 км);
британская
70-мм СVR7 (6,6 кг; 6,5 км);
германские
55-мм R4/M (3,85 кг; 3 км),
210-мм W.Gr.42 (110 кг; 38,1 кг; 1 км),
280-мм WK (82 кг; 50 кг);
итальянские
51-мм ARF/8M2 (4,8 кг; 2,2 кг; 3 км),
81-мм «Медуза» (18,9 кг; 10 кг; 6 км),
122-мм «Фалко» (58,4 кг; до 32 кг; 4 км);
китайские
55-мм «Тип 1» (3,99 кг; 1,37 кг; 2 км),
90-мм «тип-1» (14,6 кг; 5,58 кг);
французские
68-мм TBA 68 (6,26 кг; 3 кг; 3 км),
100-мм TBA 100 (42,6 кг; до 18,2 кг; 4 км);
шведская
135-мм M/70 (44,6 кг; 20,8 кг; 3 км);
швейцарские
81-мм «Сура» (14,2 кг; 4,5 кг; 2,5 км), «Снора» (19,7 кг; 2,5 кг; до 11 км);
японская «127» (48,5 кг; 3 км).
ФРАНЦУЗСКАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА «ЭКЗОСЕТ»
Бомбардировочное авиационное вооружение — вид авиационного вооружения, включающего бомбовые средства поражения (авиационные бомбы, разовые бомбовые кассеты, разовые бомбовые связки и другие), прицелы и бомбардировочные установки. На современных летательных аппаратах прицелы входят в состав прицельно-навигационных систем.
Авиационная бомба — вид авиационных боеприпасов, сбрасываемых с летательных аппаратов. Состоит из корпуса, снаряжения (взрывчатое вещество, зажигательный, осветительный, дымовой состав и другое) и стабилизатора. Перед боевым применением снаряжается одним или несколькими взрывателями.
Корпус авиационной бомбы обычно имеет овально-цилиндрическую форму с конической хвостовой частью, к которой крепится стабилизатор. Как правило, авиационные бомбы массой более 25 кг имеют ушки для подвески к летательным аппаратам. У авиационных бомб массой менее 25 кг ушки обычно отсутствуют, так как эти бомбы применяются из кассет и связок одноразового использования или контейнеров многоразового применения.
Стабилизатор обеспечивает устойчивый полет авиационной бомбы к цели после сбрасывания с летательного аппарата. Для повышения устойчивости бомбы на траектории при околозвуковых скоростях полета, к ее головной части приваривается баллистическое кольцо. Стабилизаторы современных авиационных бомб имеют перистую, перистоцилиндрическую и коробчатую формы. У авиационных бомб, предназначенных для бомбометания с малых высот (не ниже 35 м), могут применяться стабилизаторы зонтичного типа. В некоторых конструкциях авиационных бомб безопасность летательного аппарата при бомбометании с малых высот обеспечивается специальными тормозными устройствами парашютного типа, раскрывающимися после отделения бомбы от летательного аппарата.
Основные характеристики авиационных бомб.
Основными характеристиками авиационных бомб являются: калибр, коэффициент наполнения, характеристическое время, показатели эффективности и диапазон условий боевого применения.
Калибр авиационной бомбы — ее масса, выраженная в кг (или фунтах). При обозначении советских/российских авиационных бомб ее калибр указывается после сокращенного названия. Например, сокращение ПТАБ-2,5 обозначает противотанковую авиационную бомбу калибра 2,5 кг.
Коэффициент наполнения — это отношение массы снаряжения авиационной бомбы к ее полной массе. Например, коэффициент наполнения у авиационных бомб с тонкостенным (фугасного действия) корпусом достигает 0,7, с толстостенным (бронебойного и осколочного действия) корпусом — 0,1-0,2.
Характеристическое время — время падения авиационной бомбы, сброшенной с горизонтального полета в условиях стандартной атмосферы с высоты 2000 м при скорости летательного аппарата равной 40 м/с. Характеристическое время определяет баллистическое качество бомбы. Чем лучше аэродинамические свойства бомбы, чем меньше ее диаметр и больше масса, тем меньше характеристическое время. Для современных авиационных бомб оно обычно составляет от 20,25 до 33,75 с.
К показателям эффективности боевого применения относятся частные (объем воронки, толщина пробиваемой брони, количество очагов пожара и др.) и обобщенные (среднее число попаданий, необходимых для поражения цели, и площадь приведенной зоны поражения, при попадании в которую цель выводится из строя) показатели эффективности поражающего действия авиационных бомб. Эти показатели служат для определения величины ожидаемого ущерба, который будет нанесен цели.
Диапазон условий боевого применения включает данные о допустимых максимальных и минимальных значениях высоты и скорости бомбометания. При этом ограничения по максимальным значениям высоты и скорости определяются условиями устойчивости авиационной бомбы на траектории и прочности корпуса в момент встречи с целью, а по минимальным — условиями безопасности летательного аппарата и характеристиками применяемых взрывателей.
В зависимости от типа и массы авиационные бомбы различают на бомбы малого, среднего и крупного калибра.
У фугасных и бронебойных авиационных бомб к малому калибру относятся бомбы массой менее 100 кг, к среднему — 250-500 кг, к крупному — более 1000 кг; у осколочных, осколочно-фугасных, зажигательных и противолодочных авиационных бомб к малому калибру — менее 50 кг, среднему — 50-100 кг, крупному — более 100 кг.
По назначению различают авиационные бомбы основного и вспомогательного назначения.
Авиационные бомбы основного назначения применяются для поражения наземных и морских целей. К ним относятся фугасные, осколочные, осколочно-фугасные, противотанковые, бронебойные, бетонобойные, противолодочные, зажигательные, фугасно-зажигательные, химические и другие авиационные бомбы.
Фугасная авиационная бомба (ФАБ) предназначена для поражения различных целей (военно-промышленных объектов, железнодорожных узлов, энергетических комплексов, фортификационных сооружений, живой силы и военной техники) действием ударной волны и частично осколками корпуса.
По конструкции ФАБ не отличается от типовой авиационной бомбы. Калибр 50-2000 кг. Наиболее распространенными являются ФАБ среднего калибра (250-500 кг).
ФАБ применяется с ударными взрывателями мгновенного действия (по целям расположенным на поверхности земли) и замедленного (по объектам, разрушаемым взрывом изнутри или заглубленным). В последнем случае эффективность ФАБ усиливается сейсмическим действием взрыва.
При взрыве ФАБ в грунте образуется воронка, размеры которой зависят от свойств грунта, калибра авиационной бомбы и глубины взрыва. Например, при взрыве ФАБ-500 в суглинке (на глубине 3 м) образуется воронка диаметром 8,5 м.
Различают ФАБ обычной конструкции, толстостенные, штурмовые и объемно-детонирующие.
Толстостенные ФАБ характеризуются повышенной прочностью, которая достигается увеличением толщины корпуса и использованием для его изготовления высококачественных легированных сталей. Корпус толстостенных ФАБ цельнолитой, с массивной головной частью без очка под взрыватель. Толстостенные ФАБ предназначаются для поражения железобетонных укрытий, бетонных аэродромов, фортификационных сооружений и т.п.
Штурмовые ФАБ имеют встроенные тормозные устройства и служат для бомбометания с горизонтального полета с малых высот с установкой взрывателя на мгновенное действие.
В объемно-детонирующих авиационных бомбах (ОДАБ) в качестве основного заряда применяется высококалорийное жидкое топливо. При встрече с преградой взрыв небольшого заряда разрушает корпус бомбы и распыляет жидкое топливо, которое образует в воздухе аэрозольное облако. При достижении облаком нужных размеров, оно подрывается. По сравнению с обычными ФАБ, объемно-детонирующие одинаковых с ними калибров обладают большим радиусом поражения фугасным действием взрыва. Это объясняется тем, что жидкое топливо по калорийности превосходит бризантные взрывчатые вещества и обладает способностью к рациональному распределению энергии в пространстве. Аэрозольное облако заполняет собой уязвимые объекты, усиливая тем самым поражающую способность ОДАБ. Осколочным и ударным действием ОДАБ не обладают.
ОДАБ применялись США во время войны во Вьетнаме (1964-1973) и СССР в войне в Афганистане (1979-1989). Используемые во Вьетнаме бомбы имели массу 45 кг, содержали 33 кг жидкого топлива (окиси этилена) и формировали аэрозольное облако диаметром 15 м, высотой 2,5 м, при взрыве которого создавалось давление 2,9 МП. Примером советской ОДАБ может служить ОДАБ-1000 массой 1000 кг.
К ФАБ, в частности, относятся:
советские/российские ФАБ-50 (общая масса бомбы 50 кг), ФАБ-100 (100 кг), ФАБ-70 (70 кг), ФАБ-100КД (100 кг; с взрывчатой смесью КД), ФАБ-250 (250 кг), ФАБ-500 (500 кг), ФАБ-1500 (1400 кг), ФАБ-1500-2600ТС (2500 кг; ТС — толстостенная), ФАБ-3000М-46 (3000 кг; масса ВВ 1400 кг), ФАБ-3000М-54 (3000 кг; масса ВВ 1387 кг), ФАБ-5000 (4900 кг), ФАБ-9000М-54 (9000 кг; масса ВВ 4287 кг);
американские M56 (1814 кг), Mk.1 (907 кг), Mk.111 (454 кг).
Осколочная авиационная бомба (ОАБ, АО) предназначена для поражения открытых, небронированных или слабобронированных целей (живая сила, ракеты на открытых позициях, самолеты вне укрытий, автотранспорт и т.п.).
Калибр 0,5-100 кг. Основное поражение живой силы и техники (образование пробоин, воспламенение горючего) производится осколками, образующимися при взрыве и дроблении корпуса бомбы. Общее число осколков зависит от калибра. Например, у осколочных авиационных бомб калибра 100 кг число осколков массой более 1 г достигает 5-6 тысяч.
Осколочные авиационные бомбы подразделяются на ОАБ обычной конструкции (цилиндрическая форма, жесткий стабилизатор) и специальной конструкции (сферическая форма, складывающийся стабилизатор).
ОАБ обычной конструкции имеют массивный литой корпус из чугуна или низкосортной стали. Коэффициент их наполнения равен 0,1-0,2. Для снижения интенсивности дробления корпуса они снаряжаются ВВ пониженной мощности (сплав тротила с динитронафталином). ОАБ с организованным дроблением корпуса имеют высокий коэффициент наполнения (0,45-0,5) и снаряжаются мощными взрывчатыми веществами, придающими осколкам начальную скорость около 2000 м/с. Для обеспечения организованного дробления используются различные способы: насечки (канавки) на корпусе, кумулятивные канавки на поверхности заряда и др.
Разновидностью ОАБ является шариковая бомба (ШОАБ), поражающими элементами которой служат стальные или пластмассовые шарики. Шариковые бомбы впервые были применены ВВС США во время войны во Вьетнаме. Они имели массу 400 г и были начинены 320 шариками массой каждого 0,67 г и диаметром 5,5 мм)
К АО, в частности, относятся:
советские/российские АО-2,5 (общая масса бомбы 2,5 кг), АО-8М (8 кг), АО-10 (10 кг), АО-20М (20 кг);
американские M40A1 (10,4 кг), M81 (118 кг), M82 (40,8 кг), M83 (1,81 кг), M86 (54 кг), M88 (100 кг).
Осколочно-фугасная авиационная бомба (ОФАБ) предназначена для поражения открытых, небронированных или слабобронированных целей как осколками, так и фугасным действием.
Калибр 100-250 кг. ОФАБ комплектуются ударными контактными взрывателями мгновенного действия или неконтактными, срабатывающими на высоте 5-15 м.
К ОФАБ, в частности, относятся:
советские/российские ОФАБ-100 (общая масса бомбы 100кг), ОФАБ-250 (250 кг).
Противотанковая авиационная бомба (ПТАБ) предназначена для поражения танков, самоходных орудий, БМП, БТР и других объектов, имеющих броневую защиту. Калибр ПТАБ 0,5-5 кг. Их поражающее действие основано на использовании кумулятивного эффекта.
К ПТАБ, в частности, относятся:
советская/российская ПТАБ-2,5.
Бронебойная авиационная бомба (БРАБ) предназначена для поражения бронированных целей или объектов с прочной бетонной или железобетонной защитой.
Калибр 100-1000 кг. При встрече с преградой бомба пробивает ее прочным корпусом и взрывается внутри объекта. Форма головной части, толщина и материал корпуса (специальная легированная сталь) обеспечивают целость БРАБ в процессе бронепробивания. Некоторые БРАБ имеют реактивные двигатели (например, советская/российская БРАБ-200ДС, американская Mk.50).
К БРАБ, в частности, относятся:
советские/российские БРАБ-220 (общая масса бомбы 238 кг), БРАБ-200ДС (213 кг), БРАБ-250 (255 кг), БРАБ-500 (502 кг), БРАБ-500М55 (517 кг), БРАБ-1000 (965 кг);
американские M52 (454 кг), Mk.1 (726 кг), Mk.33 (454 кг), M60 (363 кг), M62 (272 кг), M63 (635 кг), Mk.50 (576 кг), Mk.63 (1758 кг).
Бетонобойная авиационная бомба (БЕТАБ) предназначена для поражения объектов, имеющих прочную бетонную или железобетонную защиту (долговременные фортификационные сооружения и укрытия, бетонированные взлетно-посадочные полосы).
Калибр 250-500 кг. При встрече с преградой БЕТАБ пробивает ее прочным корпусом или углубляется в преграду, после чего взрывается. Некоторые бомбы этого вида имеют реактивные ускорители, т.н. активно-реактивные бомбы (советские/российские БЕТАБ-150ДС, БЕТАБ-500ШП).
К БЕТАБ, в частности, относятся:
советские/российские БЕТАБ-150ДС (общая масса бомбы 165 кг), БЕТАБ-250 (210 кг), БЕТАБ-500 (430 кг), БЕТАБ-500ШП (424 кг).
Противолодочная авиационная бомба (ПЛАБ) специально предназначена для поражения подводных лодок.
ПЛАБ малого калибра (менее 50 кг) рассчитана на прямое попадание в лодку в надводном или подводном положении. Она снаряжается ударным взрывателем, при срабатывании которого из корпуса ПЛАБ выбрасывается боевая часть осколочно-фугасного действия, которая пробивает корпус лодки и взрывается с некоторым замедлением, поражая ее внутреннее оборудование.
ПЛАБ крупного калибра (более 100 кг) способна поразить цель при взрыве в воде на некотором расстоянии от нее действием продуктов взрыва и ударной волной. Комплектуется дистанционными или гидростатическими взрывателями, обеспечивающими взрыв на заданной глубине, или неконтактными взрывателями, срабатывающими в момент, когда расстояние между погружающейся ПЛАБ и целью минимально и не превосходит радиуса ее действия.
По конструкции напоминает фугасную авиационную бомбу. Головная часть корпуса может иметь форму, уменьшающую возможности рикошетирования от водной поверхности.
К ПЛАБ, в частности, относятся:
советские/российские ПЛАБ-100 (общая масса бомбы 100 кг), ПЛАБ-250-120 (123), ГБ-100 (120 кг).
Зажигательная авиационная бомба (ЗАБ) предназначена для создания очагов пожаров и непосредственно поражает огнем живую силу и военную технику. Кроме того, в зоне пожара выгорает весь кислород, что приводит к гибели людей, находящихся в укрытиях.
Калибр 0,5-500 кг. Бомбы малого калибра, как правило, снаряжаются твердыми горючими смесями на основе окислов различных металлов (например, термитом), развивающими при горении температуру до 2500-3000 град. Цельсия. Корпуса таких ЗАБ могут изготавливаться из электрона (горючий сплав алюминия и магния) и других горючих материалов. Мелкие ЗАБ сбрасываются с носителей в разовых бомбовых кассетах. Во Вьетнаме американская авиация впервые широко использовала кассеты, в которых было по 800 ЗАБ калибра 2 кг. Они создавали массовые очаги пожаров на площади более 10 кв. км.
Крупнокалиберные бомбы снаряжаются легковоспламеняющимся загущенным горючим (например, напалмом) либо различными органическими соединениями. В отличие от незагущенного горючего, такие огнесмеси при взрыве дробятся на сравнительно крупные куски (200-500 г, а иногда и более), которые, разлетаясь в стороны на расстояние до 150 м, горят с температурой 1000-2000 град. Цельсия в течение нескольких минут, создавая очаги пожара. В ЗАБ, снаряженных загущенными огнесмесями, имеется разрывной заряд и фосфорный патрон; при срабатывании взрывателя огнесмесь и фосфор дробятся и перемешиваются, а самовоспламеняющийся на воздухе фосфор поджигает огнесмесь.
Аналогичное устройство имеют и применяемые по площадным целям зажигательные баки, которые также снаряжаются вязкой (неметаллизированной) огнесмесью. В отличие от ЗАБ, они имеют тонкостенный корпус и подвешиваются только на наружные держатели летательных аппаратов.
К ЗАБ, в частности, относятся:
советские/российские ЗАБ-250 (общая масса бомба 250 кг), ЗАБ-500 (500 кг);
американские M50 (1,8 кг), M69 (2,7 кг), M42A1 (3,86 кг), M74 (4,5 кг), M76 (227 кг), M126 (1,6 кг), Mk.77 Mod.0 (340 кг; 416 л керосина), Mk.77 Mod.1 (236 кг; 284 л керосина), Mk.78 mod.2 (345 кг; 416 л керосина), Mk.79 mod.1 (414 кг), Mk.112 mod.0 «Файерай» (102 кг), Mk.122 (340 кг), BLU-1/B (320-400 кг), BLU-1/B/B (320-400 кг), BLU-10B и A/B (110 кг), BLU-11/B (230 кг), BLU-27/B (400 кг), BLU-23/B (220 кг), BLU-32/B (270 кг), BLU-68/B (425 г), BLU-7/B (400 г).
Фугасно-зажигательная авиационная бомба (ФЗАБ) обладает комбинированным действием и применяется по целям, поражаемым и фугасными и зажигательными бомбами. Снаряжается зарядом взрывчатого вещества, пиротехническими или другими зажигательными составами. При срабатывании взрывателя происходит взрыв снаряжения и воспламенение термитных патронов, которые разбрасываются на значительное расстояние, создавая дополнительные очаги пожара.
Химическая авиационная бомба (ХАБ) предназначена для заражения местности и поражения живой силы стойкими и нестойкими отравляющими веществами. Относится к оружию массового поражения. ХАБ снаряжаются различными отравляющими веществами и комплектуются дистанционными (взрыв на высоте 50-200 м) и неконтактными (взрыв на высоте до 50 м) взрывателями.
При взрыве заряда разрушается тонкостенный корпус ХАБ, жидкое отравляющее вещество распыляется, поражая людей и заражая местность стойкими отравляющими веществами или создавая облако нестойких отравляющих веществ, заражающих воздух.
Некоторые ХАБ калибра 0,4-0,9 кг имеют сферическую форму корпуса, изготовлены из пластмассы и не имеют взрывателей. Разрушение корпуса таких ХАБ происходит при ударе о землю.
К ХАБ, в частности, относятся:
советские/российские ХБ-250 (общая масса бомбы 250 кг), ХБ-2000 (2000 кг);
американские M70 (52,2 кг), M78 (227 кг), M79 (454 кг), M113 (56,7 кг), M125 (4,54 кг), MC1 (340 кг), Mk.94 (227 кг), Mk.1116 (340 кг).
Авиационные бомбы вспомогательного назначения используются для решения специальных задач (освещение местности, постановка дымовых завес, разбрасывание агитационной литературы, сигнализация, в учебных целях и т.п.). К ним относятся светящие, фотографические, дымовые, имитационные, агитационные, ориентирно-сигнальные, практические авиационные бомбы.
Светящая авиационная бомба (САБ) предназначена для освещения местности при воздушной разведке и бомбометании ночью с помощью оптических прицелов. Снаряжается одним или несколькими факелами осветительного пиротехнического состава, каждый из которых имеет свою парашютную систему. При срабатывании дистанционного взрывателя вышибное устройство воспламеняет факелы и выбрасывает их из корпуса САБ. Снижаясь на парашютах, факелы освещают местность в течение 5-7 мин, создавая суммарную силу света в несколько млн. кандел.
Фотографическая авиационная бомба (ФОТАБ) предназначена для освещения местности при ночной аэрофотосъемке. Снаряжается фотосоставом (например, смесь алюминиево-магниевых порошков с окислителями) и разрывным зарядом. Кратковременная вспышка (0,1-0,2 с) дает силу света в несколько млрд. кандел.
Дымовая авиационная бомба (ДАБ) предназначена для создания маскирующих и ослепляющих нейтральных (безвредных) дымовых завес. ДАБ снаряжаются белым фосфором, который разбрасывается при взрыве в радиусе 10-15 м и горит, выделяя большое количество белого дыма.
Имитационная авиационная бомба (ИАБ) предназначена для обозначения центра ядерного взрыва при обучении войск. Снаряжается разрывным зарядом, жидким горючим, вспышка которого имитирует огненную сферу ядерного взрыва, и белым фосфором для обозначения грибовидного дымного облака. Для имитации наземного или воздушного взрыва применяются соответственно ударные или дистанционные взрыватели.
Агитационная авиационная бомба (АГИТАБ) снаряжается взрывателем дистанционного действия, который срабатывает на заданной высоте и обеспечивает разбрасывание агитационных материалов (листовок, брошюр).
К АГИТАБ, в частности, относятся американские M104 (общая масса бомбы 45,4 кг), M105 (227 кг), M129 (340 кг).
Ориентирно-сигнальная авиационная бомба (ОСАБ) служит для обозначения района сбора групп летательных аппаратов, точек маршрута полета, решения навигационных и бомбардировочных задач, сигнализации на земле (воде) и в воздухе. Снаряжается пиротехническим или специальными составами, которые при горении дают дымовое облако (днем) или пламя различного цвета (ночью). Для действия на море ОСАБ снаряжаются флуоресцирующей жидкостью, которая при ударе бомбы о воду растекается в виде тонкой пленки, образую хорошо заметное пятно — сигнальную точку.
Практическая авиационная бомба (П) служит для обучения летного состава бомбометанию. Имеет чугунный или цементный (керамический) корпус, снаряженный пиротехническими составами, которые обозначают точку ее падения вспышкой фотосостава (ночью) или образованием облака дыма (днем). Некоторые практические авиационные бомбы для обозначения траектории снабжены патронами с трассирующими составами.
К практическим авиационным бомбам, в частности, относятся американские Mk.65 (общая масса бомбы 227 кг), Mk.66 (454 кг), Mk.76 (11,3 кг), MK.86 (113 кг), Mk.88 (454 кг), Mk.89 (25,4 кг), Mk.106 (2,27 кг).
По способности управления в полете различают неуправляемые (свободного падения) и управляемые (корректируемые) авиационные бомбы.
Неуправляемая авиационная бомба при сбрасывании с летательного аппарата совершает свободное падение, определяемое силой тяжести и аэродинамическими свойствами корпуса.
Управляемая (корректируемая) авиационная бомба (УАБ, КАБ) имеет стабилизатор, рули, иногда крылья, а также средства управления, позволяющие изменять траекторию ее движения, совершать управляемый полет и поражать цель с высокой точностью. УАБ предназначены для поражения малоразмерных важных целей. Относятся к т.н. высокоточному оружию.
Управление такими бомбами может осуществляться по радио, лазерному лучу, путем самонаведения и т.д.
К УАБ, в частности, относятся:
советские/российские КАБ-500Л (общая масса бомбы 534 кг; масса БЧ 400 кг; лазерная полуактивная система наведения), КАБ-500 кр (560 кг; 380 кг; ТВ), КАБ-1500Л-Ф и Л-ПР (1560 и 1500 кг; 1180 и 1100 кг; ЛПА), СНАБ-3000 «Краб» (3300 кг; 1285; ИК), УФ-2Ф «Чайка» (2240 кг; 1795 кг; РК), УФ-2Ф «Чайка-2» (2240 кг; 1795 кг; ИК), «Кондор» (5100 кг; 4200 кг; ТВ), УВБ-5 (5150 кг; 4200 кг; ТВ+ИК);
американские GBU-8 HOBOS (1016 кг; 895 кг; ТВ), GBU-10 Paveway I (930 кг; 430 кг; лазерная), GBU-12 (285 кг, 87 кг; Л), GBU-15 (1140 кг; 430 кг; ТВ и Т), GBU-16 (480 кг; 215 кг; Л), GBU-20 (1300 кг; 430 кг; ТВ и Т), GBU-23 (500 кг; 215 кг; Л), GBU-24 (1300 кг; 907 кг; ЛПА), GBU-43/B MOAB (9450 кг), «Уоллай» (500 кг; 182 кг; ТВ);
британская Mk.13/18 (480 кг; 186 кг; Л);
германские SD-1400X (1400 кг; 270 кг; РК), Hs.293A (902 кг; РК), Hs.294 (2175 кг; РК);
французские BLG-400 (340 кг; 107 кг; ЛПА), BLG-1000 (470 кг; 165 кг; ЛПА), «Арколь» (1000 кг; 300 кг; ЛПА);
шведские RBS.15G (ТВ), DWS.39 «Мелнер» (600 кг; И).
Разовая бомбовая кассета (от франц. cassette — ящичек; РБК) — авиационный боеприпас в виде тонкостенной авиационной бомбы, снаряженной авиационными минами или мелкими бомбами различного назначения (противотанковыми, противопехотными, зажигательными и др.) массой до 10 кг. В одной кассете могут быть до 100 мин (бомб) и более, они разбрасываются вышибным или разрывным зарядом, воспламеняемым (детонируемым) дистанционным взрывателем на определенной высоте над целью.
Точки разрыва бомб за счет их аэродинамического рассеивания распределяются на некоторой площади, называемой площадью накрытия. Площадь накрытия зависит от скорости кассеты и высоты раскрытия. Для увеличения площади накрытия РБК могут иметь специальные устройства для выброса бомб с определенными начальной скоростью и временным интервалом.
Использование РБК позволяет дистанционно минировать большие площади. Авиационные противопехотные и противотанковые мины, применяемые для снаряжения РБК, устроены так же, как и мелкие бомбы. Мины снаряжаются взрывателями, взводящимися после падения на грунт и срабатывающими при нажиме. Мины отличаются от авиационных бомб конфигурацией корпуса и конструкцией стабилизатора, обусловливающих их рассеивание. Как правило, авиационные мины снабжены самоликвидаторами, подрывающими мины через определенное время.
К разовым бомбовым кассетам, в частности, относятся:
советские/российские РБК-250-275АО (общая масса кассеты 273 кг; содержит 150 осколочных бомб), РБК-500АО (380 кг; 108 осколочных АО-2,5РТМ), РБК-500ШОАБ (334 кг; 565 шариковых ШАОБ-0,5), РБК-500ПТАБ-1М (427 кг; 268 ПТАБ-1М);
американские SUU-54 (1000 кг; 2000 осколочных или противотанковых бомб), SUU-65 (454 кг; 50 бомб), M32 (280 кг; 108 ЗАБ AN-A50A3), M35 (313 кг; 57 ЗАБ M74F1), M36 (340 кг; 182 ЗАБ M126).
Разовая бомбовая связка (РБС) — устройство, объединяющие в одну подвеску несколько авиационных бомб калибра 25-100 кг. В зависимости от конструкции РБС отделение бомб от связки может производиться либо в момент ее сброса, либо на траектории падения в воздухе. РБС позволяют рационально использовать грузоподъемность летательного аппарата.
Минно-торпедное авиационное вооружение — вид авиационного вооружения, устанавливаемого на противолодочных самолетах и вертолетах. Состоит из авиационных торпед и мин, устройств их подвески и сброса, приборов управления.
Авиационная торпеда по конструкции не отличается от корабельной торпеды, но имеет стабилизирующее устройство или парашюты, обеспечивающие ей необходимую траекторию вхождения в воду после сбрасывания.
К авиационным торпедам, в частности, относятся:
советские/российские АТ-2 (масса торпеды 1050 кг; масса БЧ 150 кг; система наведения активная гидроакустическая (АГ)), АПР-2Е (575 кг; 100 кг; АГ), 45-12 (пассивно-акустическая (ПГ)), 45-36АН (940 кг), РАТ-52 (627 кг; АГ), АТ-1М (560 кг; 160 кг; ПГ), АТ-3 (698 кг; АГ), АПР-2 (575 кг; ПГ), ВТТ-1 (541 кг; ПГ);
американские Mk.44 (196 кг; 33,1 кг; АГ), Mk.46 (230 кг; 83,4 кг; АГ или ПГ), Mk.50 «Барракуда» (363 кг; 45,4 кг; АГ или ПГ);
британская «Стингрей» (265 кг; 40 кг; АГ или ПГ);
французские L4 (540 кг; 104 кг; АГ), «Мурена» (310 кг; 59 кг; АГ или ПГ);
шведские Tp42 (298 кг; 45 кг; командная по кабелю (КПК) и ПГ), Tp43 (280 кг; 45 кг; КПК и ПГ);
японская «73» (G-9) (АГ).
Авиационная морская мина — мина, постановка которой осуществляется с авиационных носителей (самолетов и вертолетов). Могут быть донными, якорными и плавающими. Для обеспечения устойчивого положения на воздушном участке траектории авиационные морские мины оснащаются стабилизаторами и парашютами. При падении на берег или мелководье взрываются от самоликвидаторов. Различают якорные, донные и плавающие авиационные мины.
Стрелково-пушечное авиационное вооружение (авиационное артиллерийское вооружение) — вид авиационного вооружения, в состав которого входят авиационные пушки и пулеметы с их установками, боеприпасы к ним, прицельные и другие обеспечивающие системы, устанавливаемые на летательных аппаратах. На вертолетах огневой поддержки могут также устанавливаться гранатометы.
Специальное авиационное вооружение — имеет в качестве средств поражения ядерные и другие специальные боеприпасы (см. также ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ). К специальному авиационному вооружению можно также отнести лазерную установку, устанавливаемую на перспективный американский ударный самолет AL-1A.
Интернет-ресурсы: Информационный программный продукт «Справочник военной авиации». Версия 1.0. Студия «Korax». www.korax.narod.ru
ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ В ВОЙНАХ И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ
Историю военной авиации можно отсчитывать с первого успешного полета воздушного шара во Франции в 1783. Признанием военного значения этого полета стало принятое в 1794 решение французского правительства об организации воздухоплавательной службы. Это была первая в мире авиационная воинская часть.
Сразу после своего возникновения авиация оказалась в поле зрения военных. Они быстро увидели в летательных аппаратах средство, способное решать ряд боевых задач. Уже в 1849, задолго до появления самолетов, была проведена первая бомбардировка города с воздуха; австрийские войска, осаждавшие Венецию, для этой цели использовали воздушные шары.
Первый военный самолет был принят на вооружение в войска связи Армии США в 1909 и использовался для перевозки почты. Как и его прототип, машина братьев Райт, этот аппарат был снабжен поршневым двигателем мощностью 25 кВт. В его кабине можно было разместить экипаж из двух человек. Максимальная скорость самолета была равна 68 км/ч, а продолжительность полета не превышала часа.
В 1910 почти одновременно в ряде государств были созданы первые формирования военной авиации. Первоначально на них возлагались задачи обеспечения связи и ведения воздушной разведки.
Начало массовому использованию авиации в боевых действиях было положено в ходе итало-турецкой войны 1911-1912. (Триполитанская война). Во время этой войны в 1911 лейтенант итальянской армии Гавотти впервые нанес бомбовый удар с самолета по позициям войск противника. Он сбросил с самолета «Таубе» четыре 4,5-фунтовые бомбы (переделанные испанские ручные гранаты) на турецкие войска, расположенные в Айнзаре (Ливия). Первый воздушный бой состоялся над Мехико в ноябре 1913, когда пилот одного аэроплана, Филипп Рейдер, сторонник генерала Уэрта, обменялся револьверными выстрелами с пилотом другого аэроплана, Дином Айвэном Лэмбом, сражавшимся на стороне Венустиано Карранца.
Первая мировая война (1914-1918). В начале войны летательные аппараты массово использовались только для ведения воздушной разведки, однако вскоре все воюющие стороны осознали, какие потери они несут из-за ограничений в применении авиации. Пилоты, вооруженные только личным оружием, в воздухе пытались всеми способами помешать полетам вражеских самолетов над своими войсками. Один из первых перехватов воздушного противника произошел в августе 1914, когда был посажен германский самолет «Таубе», бомбивший Париж. Сделать это удалось лишь благодаря психологическому эффекту, который произвели на немецких пилотов английский летчик на «Бристоле» и французский на «Блерио». Первым самолетом, уничтоженным тараном, был австрийский двухместный аэроплан, который пилотировал лейтенант барон фон Розенталь. 26 августа 1914 над аэродромом Шолкив таран осуществил штабс-капитан русской армии Петр Николаевич Нестеров, управлявший невооруженным разведывательным монопланом «Моран» тип М. Оба пилота погибли.
Необходимость поражения воздушных целей привела к размещению на самолетах авиационного стрелкового вооружения. 5 октября 1914 огнем пулемета «Гочкис», установленного на биплане «Вуазен», был сбит германский двухместный самолет. Это был первый в мире аэроплан, уничтоженный в воздушном бою из стрелкового оружия.
Наиболее известными истребителями Первой мировой войны стали французский «Спад» с двумя пулеметами и германский одноместный истребитель «Фоккер». За один из месяцев 1918 истребителями «Фоккер» было уничтожено 565 самолетов стран Антанты.
Активное развитие получила и бомбардировочная авиация. В России в 1915 была сформирована первая в мире тяжелобомбардировочная эскадра, оснащенная также первыми в мире тяжелыми четырехмоторными бомбардировщиками «Илья Муромец». В августе 1918 в Северном море британским бомбардировщиком DH-4 впервые в мире была потоплена подводная лодка, принадлежавшая германским ВМС.
Первая мировая война значительно ускорила развитие авиации. Были подтверждены широкие возможности боевого применения самолетов. К концу войны в большинстве стран военная авиация приобрела организационную самостоятельность; появилась разведывательная, истребительная и бомбардировочная авиация.
К ноябрю 1918 численность военной авиации превысила 11 тысяч самолетов в т.ч.: во Франции — 3321, в Германии — 2730, Великобритании — 1758, Италии — 842, США — 740, Австро-Венгрии — 622, России (к февралю 1917) — 1039 самолетов. При этом на истребительную авиацию приходилось свыше 41% общего количества военных самолетов воюющих государств.
Источник: https://encyclopaedia.biga.ru/enc/science_and_technology/AVIATSIYA_VOENNAYA.html